В России более 15 лет развивается восстановительная медиация в образовательной сфере в форме «Школьных служб примирения», направленных на решение конфликтных ситуаций и профилактическую работу с правонарушениями несовершеннолетних. Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2001 года в школе № 464 города Москвы, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России.
В 2010 году фондом «Защита детей от жестокого обращения» школьные службы примирения были внесены в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребёнка».
В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017».
СМЫСЛ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ
или ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.
Частые способы реагирования на конфликты в школе:
u Административный (наказание или угроза наказанием)
u Направление к психологу или социальному педагогу
u «Стрелки» среди подростков
u Замалчивание
В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники, а кто-то за них.
В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.
Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (медиатор), который не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает. Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.
Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.
Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются Школьные службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.
Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию
Цель школьной службы примирения — развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.
Задачи службы примирения:
O Ограничение административных и ориентированных на наказание реакций на конфликты с причинением вреда, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних, а также развитие восстановительных практик, таких как «Восстановительная медиация», «Круг сообщества», «Школьная восстановительная конференция» и т. д.
O Передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям
O Насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса.
Структура службы примирения:
В школьную службу примирения входит одни или несколько взрослых кураторов, а также до 10 школьников старших классов, поскольку у них лучше взаимопонимание со сверстниками. Все участники школьной службы примирения отбираются и проходят обучение. Кураторы взаимодействуют с администрацией и местной ассоциацией медиаторов.
ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ДИРЕКТОРУ школы
v В организации начнет создаваться инновационная практика примирения.
v Риск жалоб в управление (департамент) образования будет снижаться.
v Образовательная организация станет более комфортной для учеников и более привлекательной на данной территории.
v Директор будет тратить меньше времени на разбор конфликтов, освобождая время для более важных задач.
v Отношения в образовательной организации будут улучшаться.
v Ценности восстановительной медиации станут распространяться среди обучающихся и педагогов школы.
ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ помогает ПЕДАГОГАМ
v Возможность управлять конфликтами.
v Возможность использовать конфликты как воспитательную ситуацию, которая при правильной организации может помочь развитию обучающихся.
v Восстановление душевного равновесия в ходе «Кругов поддержки сообщества», применяемых для работы с профессиональным выгоранием педагогов.
v Приобретение новых знаний и практических навыков в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.
v Освоение технологии для разрешения трудных ситуаций и конфликтов;
v Овладение подходами и приемами для поддержания порядка в детской среде.
v Укрепление роли ученического самоуправления.
ЧЕМ СЛУЖБА ПОМОгает ОБУЧАЮЩИМСЯ
v Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.
v Научиться убеждать других словами, а не силой.
v Участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской) деятельности.
v Научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными.
v Научиться нормально выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
v Помогать другим помириться (своим друзьям, сверстникам и родителям).
v Получить уникальные навыки медиатора и опыт миротворческой деятельности.
v Лучше понимать сверстников и взрослых, родителей и учителей.
v Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.
v У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
v Детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганом» или человеком, которым взрослые всегда недовольны, восстановить хорошее отношение со стороны ребят, родителей и педагогов, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать попадания в ситуации сильных конфликтов или правонарушений.
v Обрести конструктивную поддержку класса (группы) в положительных изменениях.
ГРАНИЦЫ РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ
Медиаторы школьной службы примирения НЕ проводят медиацию:
§ для «перевоспитания» учащихся
§ по ситуациям суицида
§ по ситуациям связанным с употреблением наркотиков
§ в случае отрицания человеком своего участия в факте правонарушения, поскольку расследованием события правонарушения служба примирения не занимается.
По случаям тяжких преступлений учащихся — проведение медиации возможно опытным медиатором, знакомых с концепцией и практикой восстановительного правосудия, а также рекомендуется привлекать территориальную службу примирения.
С вернувшимися из мест лишения свободы проведение медиации возможно взрослым опытным медиатором.
Медиация не проводится, если не известна вторая сторона конфликта.
В случае психической не-нормы, восстановительные программы возможно проводить только после тщательной подготовки квалифицированным специалистом, гарантирующим безопасность всех участников встречи.
Служба примирения в соответствии со стандартами восстановительной медиации не проводит медиацию, если после проведения предварительных встреч стороны принимают решение отказаться от участия в совместной встрече.
Презентация "Школьная служба примирения" (автор Коноловалов Антон Юрьевич, разработчик концепции школьной службы примирения) скачать
На данной страницы опубликованы материалы, взятые с сайта
Школьные службы примирения.ру