Школьная служба примирения (ШСП)

 Официальный сайт

 МБОУ СОШ с.ЛЕСОГОРСКОЕ

 Углегорского  городского округа

 Сахалинской  области  

************************************************************************************************

 Эмблема министерства просвещения Российской Федерации Эмблема министерства образования Сахалинской области Эмблема администрации Углегорского городского округа Эмблема управения образования Углегорского городского округа

************************************************************************************************

   Школьная служба примирения  

 

       В России более 15 лет развивается восстановительная медиация в образовательной сфере в форме «Школьных служб примирения», направленных на  решение конфликтных ситуаций и профилактическую работу с правонарушениями несовершеннолетних.  Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2001 года в школе № 464 города Москвы, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России.

 

В 2010 году фондом «Защита детей от жестокого обращения» школьные службы примирения были внесены в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребёнка».

 

В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017».

 

СМЫСЛ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ

или ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.

 

Частые способы реагирования на конфликты в школе:

u     Административный (наказание или угроза наказанием)

u     Направление к психологу или социальному педагогу

u     «Стрелки» среди подростков

u     Замалчивание

 

В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники,  а кто-то за них.

 

 В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и  в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют  силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.

 

Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (медиатор), который  не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не  винит и не принуждает.  Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой  и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного  в будущем.  

 

 Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон  и в их интересах и потому он предварительно встречается с  каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.

 

 Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются  Школьные службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.

 

Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию

 

Цель школьной службы примирения —  развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.

 

Задачи службы примирения:

O  Ограничение  административных и ориентированных на наказание реакций на конфликты с причинением вреда,  нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних, а также развитие восстановительных практик,  таких как «Восстановительная медиация», «Круг сообщества», «Школьная восстановительная конференция» и т. д.

O  Передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка  и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям  

O  Насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы  и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса.

 

Структура службы примирения:

В школьную службу примирения входит одни или несколько взрослых кураторов, а также  до 10 школьников старших классов, поскольку у них лучше взаимопонимание со сверстниками. Все участники школьной службы примирения  отбираются и проходят обучение. Кураторы взаимодействуют с администрацией и местной  ассоциацией медиаторов.

 

ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ДИРЕКТОРУ школы

v  В организации начнет создаваться инновационная практика примирения.

v  Риск жалоб в управление (департамент) образования будет снижаться.

v  Образовательная организация станет более комфортной для учеников и более привлекательной на данной территории.

v  Директор будет тратить меньше времени на разбор конфликтов, освобождая время для более важных задач.

v  Отношения в образовательной организации будут улучшаться.

v  Ценности восстановительной медиации станут распространяться среди обучающихся и педагогов школы. 

 

ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ помогает ПЕДАГОГАМ

v Возможность управлять конфликтами.

v Возможность использовать конфликты как воспитательную ситуацию, которая при правильной организации может помочь развитию обучающихся.

v Восстановление душевного равновесия в ходе «Кругов поддержки сообщества», применяемых для работы с профессиональным выгоранием педагогов.

v Приобретение новых знаний и практических навыков в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.

v Освоение технологии для разрешения трудных ситуаций и конфликтов;

v Овладение подходами и приемами для поддержания порядка в детской среде.

v Укрепление роли ученического самоуправления.

 

 

ЧЕМ СЛУЖБА ПОМОгает ОБУЧАЮЩИМСЯ  

v  Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.

v  Научиться убеждать других словами, а не силой.

v  Участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской) деятельности.

v  Научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными.

v  Научиться нормально выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.

v  Помогать другим помириться (своим друзьям, сверстникам и родителям).

v  Получить уникальные навыки медиатора и опыт миротворческой деятельности.

v  Лучше понимать сверстников и взрослых, родителей и учителей.

v  Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.

v  У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.

v  Детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганом» или человеком, которым взрослые всегда недовольны, восстановить хорошее отношение со стороны ребят, родителей и педагогов, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать попадания в ситуации сильных конфликтов или правонарушений.

v  Обрести конструктивную поддержку класса (группы) в положительных изменениях.

 

 

ГРАНИЦЫ РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ

Медиаторы  школьной службы примирения НЕ проводят медиацию:

§  для «перевоспитания» учащихся 

§  по ситуациям суицида

§  по ситуациям связанным с употреблением наркотиков

§  в случае отрицания человеком своего участия в факте правонарушения, поскольку расследованием события правонарушения служба примирения не занимается.

 

По случаям тяжких преступлений  учащихся  — проведение  медиации возможно опытным медиатором, знакомых с концепцией и практикой восстановительного правосудия, а также рекомендуется привлекать территориальную службу примирения.

 

С вернувшимися из мест лишения свободы проведение  медиации возможно взрослым  опытным медиатором.

 

Медиация не проводится, если не известна вторая сторона конфликта.

 

В случае психической не-нормы,  восстановительные программы возможно проводить только после тщательной подготовки  квалифицированным специалистом, гарантирующим безопасность всех участников встречи.

 

Служба примирения в соответствии со стандартами восстановительной медиации не проводит медиацию, если после проведения предварительных встреч стороны принимают решение отказаться  от участия в совместной встрече.

 

 

     Презентация "Школьная служба примирения" (автор Коноловалов Антон Юрьевич, разработчик концепции школьной службы примирения) скачать

 

 

       На данной страницы опубликованы материалы, взятые с сайта

Школьные службы примирения.ру 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 08.04.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения